Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданные в МДОУ № 23, соответствуют требованиям Сан Пин 1.2.3686-21и обеспечивает реализацию АООП ДО детей с ТНР, АООП ДО детей с ЗПР, АООП ДО детей с УО (ИН), АООП ДО детей с НОДА

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

11 групповых помещений (группы, в которых обучаются дети с НОДА, располагаются на первом этаже и имеют доступный вход)
2 кабинета учителя-логопеда
1 кабинет педагога-психолога
1 кабинет учителя-дефектолога
1 дидактическая игровая комната

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Медико-эколого-оздоровительный блок
Медико-эколого-оздоровительный блок расположен на первом этаже и имеет отдельный вход. С учетом требований Сан ПиН в холле создана зона взаимодействия детей с природой (рокарий с фонтаном – зона психологической разгрузки и релаксации, фитомодули, аниматерапия – мир аквариумных рыб), которая дает возможность ближе познакомить детей с природой, пополняет знания детей о росте и развитии растений.
Медицинский блок включает процедурный кабинет, медицинский кабинет, приемную, два изолятора, оборудованный массажный кабинет, физиокабинет.
Спортивный зал
Спортивный зал расположен на первом этаже, имеет расширенный вход, оснащен оборудованием для адаптивной физической культуры
Спортивный участок
Спортивный участок оснащен оборудованием для занятий адаптивной физической культурой на свежем воздухе. Имеются футбольные ворота, теннисный стол, сетка для игры в волейбол, металлическое спортивное оборудование, площадка для прыжков в длину, в зимнее время подготавливается лыжня.
Музыкальный зал
Музыкальный зал расположен на первом этаже, имеет расширенный вход.
Сенсорный маршрут
Сенсорный маршрут на территории детского сада расположен на первом этаже, адаптирован для использования различными категориями детей с ОВЗ. Обеспечивает условия для полисенсорного развития дошкольников. Состоит из центров активации основных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного). Маршрут может применяться для создания образовательных ситуаций, а также для свободной игры детей, детей с родителями, в том числе воспитанников с ОВЗ.
Темная сенсорная комната
Темная сенсорная комната расположена на первом этаже, оборудована свето-звуковыми тренажерами и безопасным мягким инвентарем. Оснащена современным световым, звуковым, тактильным развивающим и коррекционным оборудованием. Комната имеет широкие возможности для оказания психологической помощи различным категориям детей (в том числе с искаженным, задержанным психическим развитием, ограниченными возможностями здоровья). Комната может использоваться как помещение для отдельного занятия и быть включенной в целостный образовательный процесс педагога-психолога и учителя-дефектолога как компонент.
Информация о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В группах детского сада имеются детские книги и пособия, которые доступны для домашнего использования детьми-инвалидами, в рамках проекта «Читающая семья».
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Спортивный зал. Зал расположен на первом этаже здания. Имеет пожарный выход. Основной вход зала адаптирован для перемещения маломобильных групп населения.
  • Спортивный участок оснащен оборудованием для занятий адаптивной физической культурой на свежем воздухе.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеются следующие материальные средства обучения:

Групповые помещения
Групповые помещения включают спальни, игровые комнаты с широкими пластиковыми окнами и расписными стенами в различных мотивах. В игровых комнатах имеются пространственные зоны:
Бытовая (буфетная, в которой установлены бойлеры подачи горячей воды, коридор, туалет, в старших группах раздельный для мальчиков и девочек, приёмная, оборудованная специальными шкафчиками с подогревом).
Игровая зона (уголок сюжетно-ролевой игры).
Рабочая зона, для занятий с детьми, где предусмотрены столы и стулья с регулировкой высоты, магнитная маркерная доска или мольберт.
Уголки активности дают возможность инвалидам и детям с ОВЗ проявлять себя в двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, трудовой деятельности, знакомиться с произведениями литературы и фольклора.
Кабинеты учителей-логопедов
В кабинете учителя-логопеда две зоны: для индивидуальной и подгрупповой работы. Зона для индивидуальной работы оборудована настенным зеркалом с подсветкой, большим количеством дидактических пособий для диагностики и речевого развития детей. Зона для подгрупповой работы с детьми включает соответствующие росту детей столы и стулья, интерактивную доску и мультимедийные средства обучения, фланелеграф, магнитную доску.
Кабинет учителя-дефектолога
Оснащен детскими столиками, дидактическим оборудованием для диагностики, дидактическими играми и пособиями для коррекционо-развивающих групповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими ОВЗ. Включает центры речевого, моторно-конструктивного, сенсорного, математического, физического развития и центр сюжетно-ролевой игры.
Кабинет педагога-психолога
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта. Кабинет оборудован необходимыми диагностическими пособиями для работы со всеми возрастными группами ДОУ. Чаще остальных воспитанников кабинет посещают дети, нуждающиеся в психологической помощи. Здесь же родители могут получить помощь и консультацию специалиста по вопросу коррекции развития своего ребенка.
Кабинет оборудован современными пособиями и коррекционно – развивающим оборудованием: «песочной фантазией» с интерактивным управлением, зеркалами, сухим душем, фонтанчиком, мягким креслом – пуфом с гранулами. Имеется счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры В. Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.
Музыкальный зал
Оборудован интерактивной доской, пианино, синтезатором и музыкальными центрами, гримерной и костюмерной. Оформление музыкального зала соответствует времени года.
Спортивный зал
Оснащен тренажёрами, воздействующими на различные группы мышц, многостоечным спортивным комплексом, шведской стенкой, мягкими модулями, батутом, плазменной панелью, интерактивным элементом «Звездное небо», различным спортивным инвентарем по количеству на группу или на подгруппу детей.
Имеется бордюр-балансир, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.
Игровая дидактическая комната
Предназначена для работы с детьми с ментальными нарушениями (УО и НИ, РАС, ЗПР), детьми с НОДА. Комната расположена на первом этаже здания, имеет пожарный выход.
Игровая дидактическая комната оборудована мебелью и пособиями для осуществления коррекционной и развивающей работы специалистами: учителем – дефектологом, учителем – логопедом, педагогом – психологом.
Комната выстроена по системе Марии Монтесори, что позволяет детям свободно манипулировать развивающими пособиями. Предпочтение отдано играм и пособиям из натуральных материалов.
Основной акцент в оформлении комнаты занимают тренажеры для нейростимуляции и осуществления сенсорной интеграции различных категорий детей с ОВЗ. Комната оснащена: эластичным гамаком, сенсорным яйцом, тактильными дорожками, бизибордами, горкой, матами, балансирами, лабиринтами, утяжеляющими объектами, авторскими пособиями Монтесори и др.
Игровая комната оборудована мультимедийным комплексом, позволяющим включать в занятия элементы анимации, осуществлять усиление звука и использовать диагностический комплекс НЕЙРОСОФТ – психотест в работе специалистов.
Учебные пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены индивидуальные прописи, соответствующие содержанию адаптированных образовательных программ.
Дидактический материал
В работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья используются современные дидактические материалы: Блоки Дьениши, палочки Кюизинера, соты Каййе, пособия Никитина, пособия Монтессори, пособия Фрёбеля, системы акустического и визуального стимулирования, оборудование для сенсорной интеграции.
Диагностический материал
Диагностические пособия использованные в работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья отражают содержание  адаптированных образовательных программ МДОУ №23, соответствуют возрастным и индивидуальным психо-физиологическим особенностям детей. Специалисты МДОУ №23 используют диагностику познавательной сферы Н.П. Павловой и Л.Г. Руденко, Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и диагностику речевого развития Н.В. Нищевой.
Различные средства наглядности
Разнообразные средства, отражающие сенсорные признаки предмета, различные понятия окружающего мира. Индивидуальные средства развития мелкой моторики, пространственные тренажеры.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности.
− На центральном входе в учреждение размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова.
− Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте.
− Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – предусмотрена.
− Конструктивные особенности зданий предусматривают наличие приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• травмобезопасными перилами и пандусом с нескользящим покрытием;
• системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
• местом парковки для инвалидов;
• дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся на 1 этаже организации: музыкально-физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, методический кабинет, кабинет заведующего, медицинский кабинет и т.д.;
• объекты, предусмотренные для посещения людьми с инвалидностью отмечены знаком доступности.
Информация о специальных условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 18.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», разработано двухнедельное меню и технологические карты блюд.

Индивидуальное меню для детей-инвалидов, для детей с ограниченными возможностями здоровья составляется при наличии рекомендаций от врача.

Информация о специальных условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается следующими условиями:
– адаптация официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
– разнообразие и смена видов деятельности;
– разнообразие дидактического материала;
– безопасность дидактических материалов;
– использование здоровьесберегающих технологий в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ;
Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха; диспансеризация детей проводится 2 раза в год.
Детский сад обслуживает старшая медицинская сестра (на основании договора с ОБУЗ Шуйская ЦРБ). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей ДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.
В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов нуждающимся оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк ДОУ.

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.
В ДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте ДОУ имеется адаптированная версия для слабовидящих.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На официальном сайте организации имеется доступ к нормативным актам, регулирующим получение дошкольного образования детьми с инвалидностью, в том числе адаптированные образовательные программы и локально-нормативные акты МДОУ №23.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детском саду имеются индивидуальные средства СТСО:

  • детские ходунки;
  • детское удерживающее кресло, перемещение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется с помощью ассистента;
  • инвалидная коляска.
Схема перемещения по территории МДОУ №23