Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В  детском саду функционируют:

11 групповых помещений
2 кабинета учителя-логопеда
1 кабинет педагога-психолога
1 кабинет учителя-дефектолога
1 дидактическая игровая комната

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Медико-эколого-оздоровительный блок
Медико-эколого-оздоровительный блок расположен на первом этаже и имеет отдельный вход. С учетом требований Сан ПиН в холле создана зона взаимодействия детей с природой (рокарий с фонтаном – зона психологической разгрузки и релаксации, фитомодули, аниматерапия – мир аквариумных рыб), которая дает возможность ближе познакомить детей с природой, пополняет знания детей о росте и развитии растений.
Медицинский блок включает процедурный кабинет, медицинский кабинет, приемную, два изолятора, оборудованный массажный кабинет, физиокабинет.


Спортивный зал
Спортивный зал расположен на первом этаже, имеет расширенный вход, оснащен оборудованием для физической культуры, в том числе адаптивной: оснащен тренажёрами, воздействующими на различные группы мышц, многостоечным спортивным комплексом, шведской стенкой, мягкими модулями, батутом, плазменной панелью, интерактивным элементом «Звездное небо», различным спортивным инвентарем по количеству на группу или на подгруппу детей.
Имеется бордюр-балансир, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.
Спортивный участок
Спортивный участок оснащен оборудованием для занятий физической культурой на свежем воздухе. Имеются футбольные ворота, теннисный стол, сетка для игры в волейбол, металлическое спортивное оборудование, площадка для прыжков в длину, в зимнее время подготавливается лыжня.
Музыкальный зал
Музыкальный зал расположен на первом этаже, имеет расширенный вход, оснащен интерактивной доской, пианино, синтезатором и музыкальными центрами, имеет гримерную и костюмерную .Оформление музыкального зала соответствует времени года.

Сенсорный маршрут
Сенсорный маршрут на территории детского сада расположен на первом этаже. Обеспечивает условия для полисенсорного развития дошкольников. Состоит из центров активации основных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного). Маршрут может применяться для создания образовательных ситуаций, а также для свободной игры детей, детей с родителями, в том числе воспитанников с ОВЗ.
Темная сенсорная комната
Темная сенсорная комната расположена на первом этаже, оборудована свето-звуковыми тренажерами и безопасным мягким инвентарем. Оснащена современным световым, звуковым, тактильным развивающим и коррекционным оборудованием. Комната имеет широкие возможности для оказания психологической помощи различным категориям детей (в том числе с искаженным, задержанным психическим развитием, ограниченными возможностями здоровья). Комната может использоваться как помещение для отдельного занятия и быть включенной в целостный образовательный процесс педагога-психолога и учителя-дефектолога как компонент.
Наличие оборудованных библиотек

В МДОУ № 23 отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книги для воспитанников находятся в «Книжном уголке» каждого группового помещения. Книжный фонд, составляющий библиотеку детского сада, располагается в методическом кабинете и условно распределен по темам:

  • Методическая литература:
  • Правовое обеспечение образовательного процесса ДОУ
  • Организационно-педагогическая работа
  • Комплексно-тематическое планирование
  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Педагогическая диагностика
  • ОВЗ
  • Взаимодействие с семьей
  • Инновационная деятельность
  • Наглядные дидактические пособия
  • Детская художественная литература

В группах детского сада имеются детские книги и пособия, которые доступны для домашнего использования детьми-инвалидами, в рамках проекта «Читающая семья».

Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал
Спортивный зал коррекционной направленности оснащен тренажёрами, воздействующими на различные группы мышц, многостоечным спортивным комплексом, шведской стенкой, мягкими модулями, батутом, плазменной панелью, интерактивным элементом «Звездное небо», различным спортивным инвентарем по количеству на группу или на подгруппу детей.
Имеется бордюр-балансир, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.

Спортивный участок
Спортивная площадка с уличным спортивным оборудованием (футбольные ворота, теннисный стол, сетка для игры в волейбол, металлическое спортивное оборудование, площадка для прыжков в длину, в зимнее время – лыжня)
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Групповые помещения
Групповые помещения включают спальни, игровые комнаты с широкими пластиковыми окнами и расписными стенами в различных мотивах. В игровых комнатах имеются пространственные зоны:
Бытовая (буфетная, в которой установлены бойлеры подачи горячей воды, коридор, туалет, в старших группах раздельный для мальчиков и девочек, приёмная, оборудованная специальными шкафчиками с подогревом).
Игровая зона (уголок сюжетно-ролевой игры).
Рабочая зона, для занятий с детьми, где предусмотрены столы и стулья с регулировкой высоты, магнитная маркерная доска или мольберт.

Уголки активности дают возможность инвалидам и детям с ОВЗ проявлять себя в двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, трудовой деятельности, знакомиться с произведениями литературы и фольклора.

   

Кабинеты учителей-логопедов
В кабинете учителя-логопеда две зоны: для индивидуальной и подгрупповой работы. Зона для индивидуальной работы оборудована настенным зеркалом с подсветкой, большим количеством дидактических пособий для диагностики и речевого развития детей. Зона для подгрупповой работы с детьми включает соответствующие росту детей столы и стулья, интерактивную доску и мультимедийные средства обучения, фланелеграф, магнитную доску.
Кабинет учителя-дефектолога
Оснащен детскими столиками, дидактическим оборудованием для диагностики, дидактическими играми и пособиями для коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий с детьми. Включает центры речевого, моторно-конструктивного, сенсорного, математического, физического развития и центр сюжетно-ролевой игры.

Кабинет педагога-психолога
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта. Кабинет оборудован необходимыми диагностическими пособиями для работы со всеми возрастными группами ДОУ. Чаще остальных воспитанников кабинет посещают дети, нуждающиеся в психологической помощи. Здесь же родители могут получить помощь и консультацию специалиста по вопросу коррекции развития своего ребенка.
Кабинет оборудован современными пособиями и коррекционно-развивающим оборудованием: «песочной фантазией» с интерактивным управлением, зеркалами, сухим душем, фонтанчиком, мягким креслом – пуфом с гранулами. Имеется счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры В. Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.
Музыкальный зал
Оборудован интерактивной доской, пианино, синтезатором и музыкальными центрами, гримерной и костюмерной. Оформление музыкального зала соответствует времени года.

Спортивный зал
Оснащен тренажёрами, воздействующими на различные группы мышц, многостоечным спортивным комплексом, шведской стенкой, мягкими модулями, батутом, плазменной панелью, интерактивным элементом «Звездное небо», различным спортивным инвентарем по количеству на группу или на подгруппу детей.
Имеется бордюр-балансир, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.
Игровая дидактическая комната
Предназначена для работы с детьми с ментальными нарушениями (УО и НИ, РАС, ЗПР), детьми с НОДА. Комната расположена на первом этаже здания, имеет пожарный выход.
Игровая дидактическая комната оборудована мебелью и пособиями для осуществления коррекционной и развивающей работы специалистами: учителем – дефектологом, учителем – логопедом, педагогом – психологом.
Комната выстроена по системе Марии Монтесори, что позволяет детям свободно манипулировать развивающими пособиями. Предпочтение отдано играм и пособиям из натуральных материалов.
Основной акцент в оформлении комнаты занимают тренажеры для нейростимуляции и осуществления сенсорной интеграции различных категорий детей с ОВЗ. Комната оснащена: эластичным гамаком, сенсорным яйцом, тактильными дорожками, бизибордами, горкой, матами, балансирами, лабиринтами, утяжеляющими объектами, авторскими пособиями Монтесори и др.
Игровая комната оборудована мультимедийным комплексом, позволяющим включать в занятия элементы анимации, осуществлять усиление звука и использовать диагностический комплекс НЕЙРОСОФТ – психотест в работе специалистов.
Учебные пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены индивидуальные прописи, соответствующие содержанию адаптированных образовательных программ.
Дидактический материал
В работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья используются современные дидактические материалы: Блоки Дьениши, палочки Кюизинера, соты Каййе, пособия Никитина, пособия Монтессори, пособия Фрёбеля, системы акустического и визуального стимулирования, оборудование для сенсорной интеграции.
Диагностический материал
Диагностические пособия использованные в работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья отражают содержание  адаптированных образовательных программ МДОУ №23, соответствуют возрастным и индивидуальным психо-физиологическим особенностям детей. Специалисты МДОУ №23 используют диагностику познавательной сферы Н.П. Павловой и Л.Г. Руденко, Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и диагностику речевого развития Н.В. Нищевой.
Различные средства наглядности
Разнообразные средства, отражающие сенсорные признаки предмета, различные понятия окружающего мира. Индивидуальные средства развития мелкой моторики, пространственные тренажеры.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В детском саду педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.
В ДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте ДОУ имеется адаптированная версия для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Детский сад оснащен интерактивными досками, электронными учебниками, графическими планшетами. Для работы с детьми создан Банк электронных образовательных ресурсов.

На официальном сайте организации имеется доступ к нормативным актам, регулирующим получение дошкольного образования детьми с инвалидностью, в том числе адаптированные образовательные программы и локально-нормативные акты МДОУ № 23.

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности.
− На центральном входе в учреждение размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова.
− Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте.
− Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – предусмотрена.
− Конструктивные особенности зданий предусматривают наличие приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• травмо-безопасными перилами и пандусом с нескользящим покрытием;
• системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
• местом парковки для инвалидов;
• дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся на 1 этаже организации: музыкально-физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, методический кабинет, кабинет заведующего, медицинский кабинет и т.д.;
• объекты, предусмотренные для посещения людьми с инвалидностью отмечены знаком доступности.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются индивидуальные средства СТСО:

  • детские ходунки;
  • детское удерживающее кресло, перемещение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется с помощью ассистента;
  • инвалидная коляска.